Сюжет из выпуска новостей от 09.05.2019
Ветеранов войны в республике с каждым годом всё меньше. По последним данным — 438 человек. И у каждого своя личная история. Пронзительная и такая захватывающая. В селе Яган-Докья живёт ветеран, которому довелось поработать даже на потсдамской конференции. Арсентий Кириллович Ивашкин.
Арсентий Кириллович в первый раз за руль машины сел во время войны. Пришлось. Автомобиль радистов подорвался на мине, водитель погиб, и самому младшему 21-летнему радисту с позывным «Дон» Арсентию Ивашкину доверили новую машину.
Арсентий Кириллович с явным смущением говорит о своем участии в Великой Отечественной: «Я даже не стрелял, да и на фронт попал только в 1944-м». Тому были причины — 17-летнего парня в первый год войны направили на завод.
АРСЕНТИЙ ИВАШКИН, ВЕТЕРАН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: «У нас ведь там пулемёты делали, пушки начали делать. Начальник цеха был немец, из немцев Поволжья, Дарингер Виктор Яковлевич. Повестка мне приходит — под сукно — идите, работайте».
В 1944 году пришла 11-я по счёту повестка на фронт. Арсентий Кириллович попал на Украину. Затем в Польшу. Видел, как освобождали Освенцим.
АРСЕНТИЙ ИВАШКИН, ВЕТЕРАН ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: «Как они плакали, эти пленные. Я видел 3 концлагеря. Видел Майданек в Люблине. А потом Лодзь. В Лодзе киндер приют опять — для детей концлагерь».
Победу Арсентий Ивашкин отпраздновал в Чехословакии. Но его служба не закочилась, их, радистов направили в Германию, обслуживать потсдамскую конференцию — встречу лидеров трёх держав антигитлеровской коалиции. А потом был Берлин. Рейхстаг.
Домой Арсентий Кириллович вернулся лишь в 1948-м. 74 года прошло, но ужас дней войны у него до сих пор перед глазами. И сегодня ветеран молит лишь об одном — чтобы участь его поколения не знали дети-внуки-правнуки.
Комментарии
Отправить комментарий